Добро пожаловать в музей Хогвартса!

Аленький цветочек


Аленький цветочек
(художник Л. Ионова)

Аленький цветочек – волшебное растение, известное из различных народных и авторских сказок, в том числе из одноимённой сказки С.А. Аксакова.

  1. Внешний вид
  2. Место произрастания
  3. Волшебные свойства
  4. Контактёры
  5. Литературные источники
  6. Аудиоверсии
  7. Иллюстраторы
  8. Экранизации
  9. Спектакли
  10. Памятники
  11. Музеи

Внешний вид

Аленький цветочек – небольшое травянистое растение (его нетрудно сорвать) с одним-единственным цветком алого, то есть ярко-красного цвета. Цветок необычайно прекрасен видом и обладает очень сильным запахом, который разносится далеко по окрестностям.

Место произрастания


Купец нашёл цветок
(художник Е. Комракова)

Известен один-единственный экземпляр этого волшебного растения: аленький цветочек рос в саду вокруг дворца заколдованного принца. Дворец находится, скорее всего, в Иране, в небольшом отдалении от путей торговых караванов: в сказке упомянуты пустыни и леса, а также индийские и турецкие разбойники, а в Иране, действительно, есть и обширные пустыни, и дикие непроходимые леса на севере страны.

Волшебные свойства

На первый взгляд возникает впечатление, что у аленького цветочка очевидны лишь два магических свойства: во-первых, если стебель с цветком сорвать, а через некоторое время вновь поднести к оставшемуся корню, он мгновенно прирастет обратно. Более того, он даже способен вырваться из держащих его рук и самостоятельно подлететь к корню. Иными словами, корень сам выполняет заклинания Акцио, подтягивая к себе оторванный цветок, ну, а затем выполняется воздействие вроде Репаро, и стебель приживляется обратно.

Второе магическое свойство цветка не столь очевидно. У увидевшего цветок в одно мгновение отпадают все сомнения в том, что именно это и есть самый прекрасный цветок на свете. Либо цветок значительно, с большим запасом прекраснее всех цветов, существующих в мире, либо, что значительно вероятнее, он обладает каким-то воздействием на человеческую психику, мгновенно утверждая свой приоритет над остальными цветами.


Плач
(художник Б. Диодоров)

Однако если сравнить разные варианты легенды, закрадывается подозрение, что на самом деле цветок наделен значительно более существенными магическими полномочиями и волшебными силами. В этом случае бросаются в глаза отличия в причине появления растения. Русский принц объясняет события так: его отец-король поссорился со злой волшебницей, и та украла сына и обратила в страшного зверя. И поставила интересное условие: он остается в зверином обличье до тех пор, пока его не полюбит какая-нибудь девица. Но тогда возникает вопрос: а при чем тут девицы? Если волшебница поссорилась с королём, то логично было наказать короля. Она что же, желала проверить чистоту души окрестных красавиц? Тогда причём тут её ссора с королём? Возникает впечатление, что принц кривит душой и попросту лжёт, пытаясь скрыть неприглядную правду.

Но в европейском варианте волшебница поссорилась всё-таки не с отцом принца, а с ним самим: он нагрубил ей и не впустил в дом, чтобы переждать дождь. В этом случае её поступок принимает совсем иную этическую окраску: принц был зверски груб и жесток с дамой – вот и обращён в зверя, и с определённым условием. Но в этом случае логично назначить изменение характера принца: пусть смягчится, станет ласков и учтив, и тогда заклятье снимается. Но как же определить эту перемену?

Тут как раз и может пригодиться любовь: это индикатор изменения характера принца. Вспыльчивого, грубого да еще имеющего животный облик индивида вряд ли полюбит хоть кто-нибудь. В русской версии принц постоянно твердит о своей доброте, ласке и прекрасной душе – это и есть условия, которое имела в виду фея. Теперь же нужно только, чтобы выполнение этого условия стало очевидным посредством любви. В европейской – принц об этом не думает, или уже забыл, помня лишь одно: его должны полюбить. Возможно, европейский вариант этих условий просто не сохранил.

Если это так, то цветок – это индикатор, способный обнаружить любовь и запустить процесс обратного преобразования. Это подтверждается тем, что и в русской, и в европейской версии принц очень трепетно относился к цветку и берёг его пуще глаза: не будет индикатора – заклятье снять нечем. Возможно, растение было насыщено магической силой до такой степени, что поневоле казалось прекрасным: скорее всего, это был не более чем побочный эффект наполнявшей его магической энергии. В таком случае, свойства Акцио и Репаро, приданные цветку, – это защита от случайного повреждения.

Контактёры

Волшебница, создавшая цветок или превратившая в магическое устройство один из цветов, росших в саду принца, первой увидела аленький цветочек в его новом, преобразованном состоянии. Несомненно, она передала его принцу-чудовищу и оставила подробную инструкцию, как с ним обращаться, чтобы обратное преобразование прошло должным образом. Достаточно долгое время заколдованный принц ухаживал за растением и охотно любовался цветком, к которому относился не только с осторожностью, но и с большой нежностью.

Известно также, что во дворце принца побывало 12 девиц. Неизвестно, правда, пользовались ли цветком для того, чтобы приманить их во дворец, и как долго одиннадцать из них провели там, успели ли обнаружить цветок. Известно лишь то, что они не полюбили принца в его зверином облике. Зато нам достаточно подробна известно история двенадцатой девицы: первым в саду принца оказался ее отец, русский купец. Он попал под обаяние цветка и сорвал его в подарок своей дочери.

Однако, получив цветок, дочь трансгрессировала при помощи специального устройства во дворец принца, и когда она подошла с цветком ближе к корню, оторванный стебель притянулся к корню, и мгновенно прирос к нему. После того, как двенадцатая девица полюбила принца, осознала это и выразила словесно, благополучно произошло обратное преобразование. Что стало с растением после этого, неизвестно. Но логично предположить, что, истратив заряд магической силы, цветок вновь стал обычным растением, утратил волшебные свойства и прожил обычную жизнь садового цветка. Косвенно это подтверждается тем, что в дальнейшем действующие лица совершенно утратили к цветку особый интерес.

Литературные источники

Аксаков С.Т. Аленький цветочек
Лепренс де Бомон Ж.-М. Красавица и чудовище
Перро Ш. Красавица и чудовище

Аудиоверсии

Аксаков С. Аленький цветочек (радиоспектакль, 1970 г.)
Аксаков С. Аленький цветочек (читает. В. Смехов, 2005 г.)
Аксаков С. Аленький цветочек (читает Н. Литвинов)

Иллюстраторы

Аземша Александр Николаевич (р. 1950), СССР
Арапов Владимир
Барботченко Наталия Трофимовна (р. 1946), СССР
Богатов Николай Алексеевич (1854 – 1935), Россия, СССР
Болотная С.
Воскресенская Лидия Николаевна, Арсенин Дмитрий Дмитриевич (1926 – 2001), СССР
Гарин Кирилл
Глушкова Наталья Дмитриевна (р. 1953), СССР
Дехтерёв Борис Александрович (1908 – 1993), СССР
Диодоров Борис Аркадиевич (р. 1934), СССР
Жданова Любовь, Россия
Живаго Н.А.
Закис Ольга Алексеевна (р. 1977), Россия
Зинько Галина, Украина
Ионова Лидия Ивановна (р. 1948), СССР
Кириченко Эльвира Даниловна (р. 1939), СССР, Россия
Комарова Надежда
Комракова Екатерина Александровна, Россия
Коршунова М.Ф.
Крутик Александр
Куприянов Николай (р. 1954), СССР, Россия
Лагуна Виктор Николаевич (р. 1930), СССР
Лопатина Е.А.
Митрофанов Максим Сергеевич (р. 1975), Россия
Митурич Май Петрович (1925 – 2008), СССР
Нечитайло Виктор Владимирович
Носкович Н.А.
Палехская миниатюра
Панов Владимир Петрович (1931 – 2007), СССР
Полстовалова Людмила Федоровна (р. 1929), СССР
Прыткова Ксения Ю, Романенко К.
Пустоваловы Ирина, Владимир
Рейпольский Алексей Дмитриевич (р. 1945), СССР
Романова Ольга
Сафронов Владимир Сергеевич, СССР
Семёнов
Сенченко Ольга
Скалова Н.К.
Траугот Г.А.В. (Траугот Георгий Николаевич, 1903 – 1961, Александр Георгиевич, р. 1931 и Валерий Георгиевич, р. 1936), СССР
Успенская Марина Евгеньевна (1925 – 2007)
Файрушин И.С., Россия
Федоскинская лаковая миниатюра
Храбрых Б.
Цепилова В.
Цыганков Иван Александрович
Шеварёва Тамара Петровна (р. 1929), СССР
Штанко Катерина Владимировна (р. 1951), СССР, Украина
Якобсон Александра Николаевна (1903 – 1966), СССР


Аленький цветочек в одноимённом мультфильме (1952 г.)

Экранизации

«Аленький цветочек», рисованный мультфильм. Режиссёр Л. Атаманов, студия «Союзмультфильм». СССР, 1952 г.
«Аленький цветочек», диафильм. Художник В. Панов. Студия «Диафильм». СССР, 1963 г.


Аленький цветочек в одноимённом фильме (1977 г.)
«Аленький цветочек», художественный фильм-сказка. Режиссёр И. Поволоцкая, киностудия им. М. Горького. СССР, 1977 г.
«Аленький цветочек», диафильм в 2-х частях. Часть 1. Художник Е. Харькова. Студия «Укркинохроника». СССР, 1978 г.
«Аленький цветочек», диафильм в 2-х частях. Часть 2. Художник Е. Харькова. Студия «Укркинохроника». СССР, 1978 г.
«Сказка о купеческой дочери и таинственном цветке», фильм-сказка. Режиссёр В. Грамматиков, киностудия им. М. Горького. СССР, Германия, Дания, 1991 г.

Спектакли

«Аленький цветочек», балет в 5-ти действиях. Композитор Ф.А Гартман, либретто П.А. Маржецкого. Первая постановка в Мариинском театре (г. Санкт-Петербург, Россия), 1907 г.
«Аленький цветочек», балет. Композитор К.А. Корчмарёв. Первая постановка в Новосибирском театре, 1949 г.
«Аленький цветочек», опера в 4-х сценах. Композитор Н.Н. Сидельников. Малый зал ЦДА им. И.И. Яблочкиной. Москва, 2012 г.
«Аленький цветочек», балет в 2-х действиях. Композитор С. Жуков. 2007 г.
«Аленький цветочек», спектакль в 3-х действиях. Московский драматический театр имени А.С.Пушкина, режиссер Ю.Я. Румянцев. Россия, 2012 г.
«Аленький цветочек», детская опера-мюзикл в 2-х действиях. Композитор А. Новикова, либретто А. Житинская. Государственная филармония Санкт-Петербурга для детей и юношества.

Памятники

Памятник аленькому цветочку (с. Аксаково, Башкортостан, Россия)
Памятник аленькому цветочку (г. Зеленогорск, Россия)
Памятник аленькому цветочку (г. Самара, Россия)
Памятник аленькому цветочку (г. Уфа, Башкортостан, Россия)
Фонтан «Аленький цветочек» (г. Санкт-Петербург, Россия)

Музеи

«Аксаковский музей Республики Башкортостан» (г. Уфа, Россия)
Виртуальный музей сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»
«Мемориальный дом-музей С.Т. Аксакова» (г. Уфа, Россия)

Наверх