Добро пожаловать в музей Хогвартса!

>

Академия пана Кляксы


Академия пана Кляксы
(кадр из фильма «Академия пана Кляксы»)

Академия пана Кляксы (польск. Akademia pana Kleksa) – неординарное учебное заведение для юных волшебников, известное по книгам Я. Бжехвы.

  1. Окрестности и внутренние помещения
  2. Ученики
  3. Школьная форма
  4. Школьный день
  5. Время отдыха
  6. Экскурсии
  7. Трудовое воспитание и общественно-полезный труд
  8. Закрытие
  9. Литературные источники
  10. Аудиоверсии
  11. Иллюстраторы
  12. Экранизации

Окрестности и внутренние помещения

Академия пана Кляксы сыграла в истории магического образования не очень яркую, но весьма своеобразную роль.

Эта школа для юных волшебников находилась в одном из небольших городков в самом конце улицы со вкусным названием – Шоколадная. Здание этого почтенного учебного заведения было заметным: это была четырехэтажная каменица из разноцветного кирпича, которая располагалась «посреди огромного парка, пересеченного оврагами, ямами, канавами, и огорожена высокой каменной стеной». С одной стороны ограда была самой обыкновенной и выходила на улицу, но с другой это была стена с множеством волшебных дверей, ведущими в самые разные сказки. Ключи от них пан Клякса хранил в особой серебряной шкатулке.

Внутри помещение школы было, на первый взгляд, совсем обыкновенным. На первом этаже находились классы, на втором – столовая и спальня, на третьем жил сам пан директор Амброжи Клякса со своим верным другом, говорящим вороном Матеушем, а на четвертом располагались самые важные тайны пана Кляксы. Вход на третий этаж, а тем более на четвертый был недоступен: туда попросту не вело ни одной лестницы, и сам пан Клякса лазал туда через … трубу.

Ученики


Школьники
(кадр из фильма «Академия пана Кляксы»)

Академия пана Кляксы – мужская школа, где одновременно обучалось 24 мальчика, причем их имена начинались только и исключительно на букву А: Адам, Александр, Альберт, Альфред, Анджей, Артур… Ну, и так далее. Это все потому, что пану Кляксе очень не хотелось засорять себе голову такими странными ненадобностями, как все остальные буквы алфавита.

Школьная форма

Одевались школьники ярко, но гармонично. Форма включала «синие рубашки, белые штаны, синие чулки, белые башмаки». Провинившимся надевали желтый галстук в зеленую крапинку. Однако в фильме мальчики носят бежевые матроски. В рекреационное время, тем более летом, воспитанники пана Кляксы одевались в обычную маггловскую одежду.

Школьный день

Режим дня в академии соблюдался достаточно строго. Подъем начинался в пять утра, когда Матеуш открывал над кроватями шлюзы, и холодная вода капала прямо на нос спящим мальчишкам. Не проснуться от такой капели было мудрено. После сна ребята приводили себя в порядок и ровно в половине шестого отправлялись на завтрак. А в шесть часов пан Клякса просматривал сонные зеркальца учеников. Самые лучшие сны пан Клякса высушивал, растирал в порошок и готовил особые таблетки, которые вечером раздавал школярам. По заверениям одного из учеников школы, Адама Несогласки, после таких таблеток сны мальчиков становились все лучше и ярче.

Уроки в Академии пана Кляксы начинались рано, в семь утра. Однако мальчики ходили на занятия с величайшими удовольствием. И было отчего: ведь все занятия проводились, как сказали бы маггловские ученые, в нетрадиционной форме. Сам пан Клякса говорил о занятиях так:

«У меня вам не придется заучивать таблицу умножения или правила грамматики. Я просто открою ваши головы и пролью туда свет».


В кабинете больных вещей
(кадр из фильма «Академия пана Кляксы»)

И свет действительно проливался. Вот, например, урок … кляксописания. Большие белые листы бумаги пан Клякса нарочно пачкал чернилами и, согнув лист пополам, размазывал кляксы. Из клякс получилась диковинные картины, пан Клякса придумывал к ним веселые стихи, а школьники записывали их. Не менее интересны были и другие предметы программы: буквовязание, лекарское дело (здесь пан Клякса учил своих подопечных лечить больные вещи). Очень может быть, что пан Клякса оказался одним из основоположников интегрированных уроков, которые так популярные в последнее время в маггловской педагогике. Например, в Академии география прекрасно сочеталась с физкультурой. Большой мяч превращался в глобус, и, ударив по мячу, мальчики должны были точно «назвать местность, куда угодил носок башмака». Крик стоял неимоверный, но, что удивительно, очень скоро даже самые отъявленные неучи осваивали предмет лучше, чем отличники в обычных школах.

Время отдыха

После обеда, когда уроки заканчивались, наступало время подвижных игр. Но и эти часы отдыха пан Клякса превращал в очень увлекательные и полезные дела. Например, однажды подопечные пана Кляксы искали … клад. Да, да, самый настоящий клад, причем действовать нужно было решительно, отважно и находчиво, изобретательно и с выдумкой. Чего только не обнаружили мальчишки!

Самым активным и любознательным школьника полагалась награда – веснушка. Пан Амброжи Клякса считал, что нет более замечательного украшения на мальчишечьем носу, чем великолепная, жирная и яркая веснушка. Мальчишки носили веснушки с особенной гордостью.

Экскурсии

Разумеется, дети не могли все время находиться за стенами школы. Конечно, были у них и удивительные прогулки, и приключения, и экскурсии. Школьники побывали на заводе дыр и дырочек, наблюдали, как пан Клякса лечит сошедший с рельсов городской трамвай, путешествовали по магическим мирам и встречали в школе удивительных гостей из волшебных сказок.

Трудовое воспитание и общественно-полезный труд

Не следует думать, что после такого времяпрепровождения мальчики вырастали в лентяев и мечтателей. Трудовое воспитание в Академии пана Кляксы было поставлено отменно. В школе не было смотрителей и хозяйственных служб, все работы по благоустройству школы мальчики выполняли сами. У каждого была свое хозяйственное поручение. Кто-то следил за чистотой одежды, кто-то за порядком в классах и спальне, одни ухаживали за парком, другие мыли посуду и т.п. и т.д. Словом, каждый был занят делом на ниве общественной пользы.

Закрытие

Однажды случилась беда. Брадобрей и поставщик веснушек Филипп, завидовавший пану Кляксе и ненавидевший Академию, обманом поместил в школу … куклу. Да, самую настоящую куклу, с электронным, как сказали бы магглы, механизмом и с ужасным, вредным характером. Не стоит, наверное, перечислять, сколько бед натворила эта кукла, скажем только, что из-за нее пан Клякса начал уменьшаться в размерах, сама Академия пришла в упадок. И наступил момент, когда стены Академии разрушились, а сам пан Амброжи Клякса превратился в обыкновенную пуговицу… Обыкновенную?! Нет, разумеется, это была самая что ни на есть волшебная пуговица, от шапки-невидимки знаменитого китайского мага доктора Пай Хи-во. Проглотив ее, ворон Матеуш вернул себе настоящий облик (читайте: на него, наконец, подействовали антианимагические чары) и стал человеком.

Что находится сейчас на месте славной академии пана Кляксы, сказать трудно. Но очевидно, что место это по-прежнему обладает совершенно особым, добрым и детски-непосредственным волшебством…

Литературные источники

Бжехва Я. Академия пана Кляксы (перевод М. Ландмана)

Аудиоверсии

Бжехва Я. Академия пана Кляксы
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Эта и другие сказки (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. История Матеуша (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Причуды пана Кляксы (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Занятия в академии (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Моё удивительное приключение (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Завод дыр и дырочек (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Сон про семь стаканов (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Анатоль и Алойзи (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Сказка про лунных жителей (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Тайна пана Кляксы (читает Л. Еремина)
Бжехва Я. Академия пана Кляксы. Прощание со сказкой (читает Л. Еремина)

Иллюстраторы

Богуславская М.Д.
Демченко Оксана
Кабаков Илья Иосифович (р. 1933), СССР
Котел Нина Давидовна (р. 1949), Вышинский Игорь Аркадьевич (1947 – 1998), СССР
Кундоус Геннадий, СССР
Репьёв Сергей Александрович (р. 1959), СССР
Скоморохова Ксения
Шахгелдян Александр Араратович (1958 – 2008), СССР, Азербайджан

Экранизации


Кадр из фильма «Академия пана Кляксы»

«Академия пана Кляксы», диафильм в 2-х частях. Художник Э. Беньминсон, студия "Диафильм". СССР, 1971 г.
«Академия пана Кляксы», фильм-сказка в 2-х частях. Режиссер К. Градовски, киностудия им. М. Горького (СССР) и Зодиак (Польша), 1983 г.

Наверх